В мире людей многое познается научно-экспериментальным путем. Некоторые ученые действительно смогли доказать, что проводимые ими эксперименты, полезны человечеству. Но известно много случаев, когда люди проводили свои исследования самыми жестокими способами, издеваясь над животными, принося им невыносимую боль и страдания, при этом, не получив в итоге никакой пользы от этих экспериментов.
Вивисекция — практика вмешательства в живой организм, использования насильственных технологий на живых животных. Термин происходит от латинского слова «vivus» — живой. Вивисекцией обычно называют эксперименты на животных. Она включает в себя использование животных в научных исследованиях, тестировании товаров и в обучении студентов в вузах, колледжах.
Эксперимент №1 «Животные-наркоманы»
Ученые-психологи пытались выяснить, как быстро возникает у человека наркозависимость. Эта практическая работа проводилась в 1969 году. Опыты ставились на обезьянах и крысах, так как с физиологической точки зрения организм человека схож с этими особями.
Ученые решили зафиксировать все степени привыкания человека к наркотикам. В качестве подопытных были отобраны обезьяны и крысы, как самые близкие к человеку животные. Сперва животных приучили самостоятельно вводить себе такие средства, как кодеин, морфин, амфетамин и кокаин. А уже после ученые стали наблюдать за реакцией животных. Результат поразил всех: крысы и обезьяны находились в полной растерянности. Некоторые пытались убежать, некоторые наносили себя повреждения, невзирая на боль. Те, кому вводили кокаин, стали испытывать конвульсии и галлюцинации, доходило даже до того, что обезьяны отрывали себе пальцы.
Животные, «сидевшие» на смеси из кокаина и морфия погибали уже через полмесяца, а «амфетаминовые» подопытные становились лысыми из-за вырывания волос. Подобный эксперимент даже сложно оправдать тем, что главная цель ученых было понимание степени воздействия наркотиков и разработка эффективных препаратов для лечения.
Эксперимент №2 «Детеныш — сирота»
Американский психолог Гарри Харлоу в 1960 году проводил жестокие исследования на животных, целью которых было – выявить, как на отдельного человеческого индивидуума влияет одиночество. Те есть полное ограничение общения в социальном обществе. Опыты ставились не на человеке, что было бы логичнее для подобного эксперимента, а на беззащитных животных. При этом, Харлоу сам признавался, что ненавидит животных, а особенно обезьян.
Гарри Харлоу разработал изолированную камеру, в которой обезьянка сидела скрючившись, пригнув голову и ничего не видя. Эксперимент продолжался до шести недель. Животное кормили через отверстие внизу камеры, закрытое специальным экраном. Это приспособление Харлоу назвал «колодцем отчаяния». Ему вполне удалось создать модель психического заболевания. Животные, выпущенные из «колодца отчаяния», обладали разрушенной психикой, страдали тяжелыми психозами. Что бы Харлоу ни предпринимал, вернуть их в нормальное состояние не удавалось.
Харлоу выбирал детеныша обезьяны, у которого были наиболее крепкие отношения с мамой, и отсаживал в отдельную клетку. В таком изолированном состоянии малыш жил целый год, затем его возвращали в обычную сферу жизни – к матери, «братьям» и «сестрам». У многих исследуемых экземпляров наблюдались психические отклонения. На основе полученных данных, путем долгих исследований были сделаны следующие умозаключения: если у детеныша прекрасное детство, это еще не гарантия того, что он на все 100% отграничен от депрессии, стрессов и других психологических и психических воздействий.
С помощью ножниц по металлу и паяльника Гарри Харлоу соорудил из проволочной сетки «суррогатную мать». К ней крепился сосок, из которого вытекало обезьянье молоко. Кроме того, он сделал мягкую суррогатную мать, обернув ее корпус махровой тканью. У второй матери не было соска. Новорожденных детенышей сажали в клетки с двумя суррогатными матерями. Взрослые обезьяны, у которых отняли детей, визжали и бились о стенки клеток; малыши стонали, попав в отдельное помещение. Это продолжалось час за часом, лаборатория наполнялась криками отчаяния и вонью: жидкий стул, как писал Харлоу, указывает на высокую степень эмоционального напряжения.
Спустя несколько дней детеныши переносили свою привязанность с настоящих матерей, которые теперь были недоступны, на матерчатых суррогатных; за них они цеплялись, по ним ползали, ласкали их «лица» своими маленькими лапками и проводили многие часы, сидя у них на спинах и животах. Матерчатая мать не могла их накормить молоком, и когда детеныши испытывали голод, они забирались на проволочную мать, но затем снова возвращались к матерчатой.
По прошествии некоторого времени Харлоу помещал маленьких макак в незнакомую комнату вместе с одной из суррогатных матерей. Если с ними была кормящая мать, детеныши дрожали от страха, плакали и сжимались в комок на полу. Если в комнате оказывалась матерчатая суррогатная мать, их поведение было другим: обезьянки чувствовали себя в безопасности, с интересом изучали комнату и предметы, расположенные в ней.
В своих статьях Харлоу признал, что выращенные суррогатными матерями детеныши страдают эмоциональными нарушениями, и указал, что помимо прикосновений необходимо хотя бы полчаса в день игры детенышей друг с другом.
Харлоу умер в 1981 году от болезни Паркинсона. «Единственная вещь, которую я ценю в обезьянах, — говорил он, — это получаемые от них данные, которые я могу опубликовать. Я нисколько их не люблю. Животные вообще мне не нравятся. Я испытываю отвращение к кошкам. Я ненавижу собак. Как можно любить обезьян?»
Эксперимент №3 «Центр удовольствия»
Существует описание жестокого эксперимента проводимого в 1954 году, в котором крыса с вживленными в определенный отдел мозга электродами якобы жмет на педаль, получает от этого удовольствие и, в конце концов, умирает, так как не может остановиться. Такие эксперименты действительно проводились, но крыса в результате них не умирала.
Делал такие опыты нейробиолог Джеймс Олдс. У него была публикация за 1956 год в журнале Scientific American, где он честно признается, что, поскольку про мозг тогда было известно мало, нейробиолог и его коллеги вводили крысам электроды наугад, а потом смотрели, как ведет себя животное. Благодаря данному эксперименту ученые в свое время узнали много «нового и прекрасного» о мозге. В первой статье на эту тему, опубликованной в 1954 году, описываются 14 крыс, четырем из которых электроды попали в септальную область мозга.
Олдс занимался экспериментами на крысах и раньше, просто они были устроены по-другому. Ученые вводили животному в мозг электроды и смотрели, как оно реагирует на это: убегает в другой угол клетки, если ее стимулируют током, или нет. Когда выявили области, при стимуляции которых крыса не убегала, а, наоборот, придвигалась к экспериментатору, они поступили несколько по-другому: создали установку, с помощью которой грызун смог сам себя стимулировать.
При стимуляции одних областей мозга крыса не нажимала на кнопку, а при стимуляции других, наоборот, делала это очень увлеченно. Септальная область является частью лимбической системы головного мозга, отвечающей за эмоции и чувство вознаграждения. Если крысам стимулировать ее, они становятся настоящими фанатиками. Животные занимаются нажатием на кнопку от 75 до 92 процентов времени эксперимента. Если крыса не подходила к кнопке более 30 секунд между разными нажатиями, то тогда считалось, что она не занимается стимуляцией. «Экспериментальное время могло продолжаться 3, 6, а то и 12 часов, и все это время бедное животное радовалось, радовалось и радовалось.
В другом эксперименте исследователи держали крыс голодными четыре часа, а потом запускали их в Т-образный лабиринт, на одной стороне которого была еда, а на другой — рычаг, замыкавший электроды. Животные все равно устремлялись к рычагу, потому что стимуляция мозга напрямую эффективнее употребления пищи.
Ученые получили совершенно явные результаты: нажатие на рычаг, посылавший соответствующий импульс в мозг, приводит животное к маниакальному желанию повторять этот опыт. При выключенном электричестве крыса, передвигавшаяся по полу ящика, наступала на рычаг случайным образом от 10 до 25 раз в час. Однако, когда ток включали, крыса начинала неистово нажимать на клавишу с невероятной частотой. От одной до нескольких тысяч нажатий в час! Кроме того, этот безумный опыт самостимуляции мог продолжаться до двух суток подряд без всякого перерыва, пока животное не падало в обморок от полнейшего истощения. Было совершенно ясно, что исследователи открыли необычную зону мозга. Они определили ее как септальную область и назвали «центром удовольствия» (или центром вознаграждения).
Что касается человека, то примерно таким же образом на него действуют наркотики, особенно тяжелые. Если героиновому наркоману предоставят на выбор еду или героин, то, скорее всего, он выберет наркотик ввиду более эффективной активизации системы наслаждения.
С помощью данного метода можно делать из животных настоящих зомби, добиваться от них того, чего хочет человек. Например, с 2002 года в Нью-Йоркском университете делают радиоуправляемых крыс. Им вживляются три электрода: один в область, ассоциирующуюся с правыми вибриссами (усами), другой — с левыми вибриссами, а третий электрод внедрен в центр удовольствия. Животное быстро обучается тому, что, когда ему стимулируют правую зону, ему нужно поворачивать направо, и оно получит удовольствие (то же верно и с левой зоной). Трех электродов достаточно, чтобы сделать радиоуправляемую крысу.
Разработчики предполагали использовать этих крыс, например, для спасения людей, попавших под завал. Животных бы запускали в узкие ходы, в которые не может попасть человек, и, управляя ими, обнаруживали, где лежат жертвы. Эксперимент усиленно обсуждали в 2002-2003 годах, были публикации в журнале Nature, а сейчас эта тема затихла и про крыс ничего не слышно.
Последние несколько лет ознаменовались появлением такого нового метода, как оптогенетика. Смысл его заключается в том, что специалисты могут подключить фоторецепторы к конкретным нервным клеткам живого существа и выборочно мотивировать нейронные комплексы с помощью направленного света. Это позволяет, например, заставить муху-дрозофилу взлетать по команде — причем голову ей можно вообще оторвать, так как стимулировать нужно нейроны спинного мозга.
Эксперимент №4 «Искусственная нейронная сеть»
Перцептрон — первая искусственная нейронная сеть, воплощенная на практике Фрэнком Розенблаттом. Ученый решил, что нет времени ждать, пока электронные машины станут достаточно быстрыми, чтобы на фоннеймановской архитектуре смоделировать работу нейронной сети. Он начал делать нейронные сети из «палок и скотча» — этакий массив электронных нейронов и кучи проводов. Это были небольшие нейронные сети (до нескольких десятков нейронов), но они уже применялись в решении некоторых практичных задач. Розенблат смог даже продать нескольким банкам устройства, применявшиеся при анализе некоторых массивов.
С 1966 г. Фрэнк Розенблатт стал заниматься необычными и жестокими экспериментами. Например, учил крыс проходить лабиринт, тренировал их, потом умерщвлял. Затем извлекал их мозг, размалывал в кашицу и этой кашицей кормил следующее поколение крыс. Таким образом, он проверял, улучшит ли это показатели следующего поколения крыс при прохождении лабиринтов.
Выяснилось, что съеденный мозг крысам никак не помогает, хотя такую пищу они любят. Это было одним из сильных аргументов в пользу того, что информация хранится именно в коннектоме мозга, а не в отдельных его клетках и компонентах. Как ни странно, в те годы были специалисты, считавшие, что знание может существовать внутри клеток.
Эксперимент №5 «Выученная беспомощность»
Выученная беспомощность — это нарушение мотивации в результате пережитой субъектом неподконтрольности ситуации.
В 1967 году М. Селигман совместно с С. Майером выполняют ряд практических работ, проводимых на собаках. Животных разделили на 3 группы, рассадив по разным клеткам из которых нельзя сбежать. Первая группа не подвергалась физическому воздействию со стороны окружающей среды. Группы под номером 2,3 испытывали на себе действие электрического тока. Причем №2 повезло больше, так как действие тока регулировалось с помощью кнопки, на которую собака нажимала и ток прекращал поступать. Собаки группы №3 не могли остановить подачу тока. Затем собак, группы №3 поместили в помещение, со свободным выходом. Снова подвергли воздействию электричества, но собаки предпочли просто дождаться, когда закончится поток тока.
Вследствие таких опытов, у собак появился так называемый синдром «приобретенной беспомощности». То есть, при воздействии внешних факторов на организм, особь после нескольких неудачных попыток сопротивления, не пытается бороться, а уже просто пассивно ждет, когда закончатся неблагоприятные условия (такой механизм зачастую формирует низкую самооценку).
Селигман и Майер связали все свои выводы, полученные с помощью экспериментов на собаках с человеческой психикой. А именно, они сравнили реакцию собак на ток, с реакцией человека на сложные ситуации в жизни. И дали предположительное объяснение, почему человек подвергается стрессовым состояниям. Люди, как собаки, после нескольких неудачных попыток решить проблемы, в дальнейшем сидят «сложа ручки», и просто ощущают негатив. То есть, как упоминалось ранее, возникает синдром беспомощности. Вроде все хорошо и ясно, но стоило ли издеваться над беспомощными животными, что бы понять, почему люди подвергаются стрессам.
Источник: save-animals.info
Отправить ответ
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.